-
Сура 22 "Хадж" (78 аят)
«Он избрал вас и не сделал в религии никакого затруднения для вас»
Хадис
12. (12). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое проявление Ислама является наилучшим?” Он ответил: “(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”».
Предостережение от обольщения миром этим
Хвала Аллаху, Господу миров, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас: чьи дела окажутся лучше? И Он— Могущественный, Прощающий. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Ему принадлежит власть и Ему хвала, Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, добрый вестник и предостерегающий увещеватель, и сияющий светоч. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников до Дня воскрешения.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха:
«И пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель [Шайтан] не вводит вас в заблуждение относительно Аллаха» (35:5).
О рабы Аллаха! Задумайтесь о своём положении, вспомните о том, что ждёт вас впереди и посмотрите на свои дела, ибо, поистине, вы были сотворены не просто так и не уйдёте от ответа за свои поступки. Знайте, что воздаяние соответствует делам, и что сегодня — дела, и нет расчёта, а завтра — расчёт, и не будет дел. Подумайте о мире этом и его недолговечности:
«Все на ней [земле] смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (55:26-27).
Всё живое в этом мире умирает, каждый сильный становится слабым, а всё новое — ветхим, и всё прекрасное и цветущее в конце концов разрушается и гибнет. Всевышний Аллах предостерегает нас в благородном Коране от обольщения миром этим, напоминает нам о его непостоянстве и недолговечности и приводит множество примеров. Всевышний сообщил нам об участи каждого, кто занят только миром этим, думает лишь о нём и стремится лишь к нему, отворачиваясь от мира вечного.
Всевышний сказал: «Поистине, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то, что они творили» (10:7-8).
Всевышний также сказал: «Тем, кто желает жизни в этом мире и её украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния»(11:15-16).
А Посланник Аллаха сказал: «Мир этот по сравнению с миром вечным — словно палец, который один из вас погружает в море — пусть посмотрит, с чем он вернётся» [Аль-Бухари; Муслим].
А в другом хадисе сказано: «Мир этот — тюрьма для верующего и рай для неверующего» [Муслим]. А в другом хадисе говорится:
«Если бы мир этот стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, Он не дал бы неверующему из него и глотка воды» [Ат-Тирмизи].
Аль-Хасан аль-Басри написал 'Умару ибн 'Абду-ль-'Азизу: «Поистине, мир этот — временное пристанище, а не постоянное местопребывание, и, поистине, Адам был низвергнут в него в качестве наказания; остерегайся же его, о повелитель верующих, ибо поистине, настоящий запас в нём — оставление его, истинное богатство — бедность в нём, и тот, кого этот мир возвеличил, будет унижен, а тот, кого он обеспечит, потеряет всё. Мир этот подобен яду, который человек принимает, не зная, что это — его погибель. Остерегайся же этой обители обмана и обольщения, остерегайся всего, что относится к ней и делается для неё! Радость в ней омрачается грустью, а к безмятежности примешивается тревога. Даже если бы Творец не сказал нам правду о ней и не привёл для неё пример, этого было бы достаточно, чтобы разбудить спящего и заставить остепениться беспечного. Да и как же иначе, ведь к нам пришёл от Аллаха предостерегающий от неё и увещающий о ней. Нашему Пророку были предложены ключи от неё и её сокровища, которые у Аллаха не стоят и комариного крыла, однако он отказался принять их. Он не пожелал любить то, что ненавистно его Творцу, и возвышать то, что принизил Его Властелин. Аллах свернул её перед праведными, желая им блага, и расстелил её перед Своими врагами, желая обольстить их. Неужели обольщённый ею, которому она дарована, полагает, что это почёт, оказанный ему, и при этом забывает о том, как поступил Всевышний с Мухаммадом , который от голода вынужден был привязывать к животу камень? Клянусь Аллахом, человек, которому даровано многое из мира этого, и он при этом не опасается, что это Всевышний строит против него козни таким образом — слабоумный и недалёкий».
О рабы Аллаха! Поистине, порицание мира этого относится не к благам, пище, питью и имуществу, которое сотворил в нём Всевышний, а к действиям рабов Аллаха в этом мире. Кто гордится дарованными ему благами мира этого, любит их, и кого они отвлекают от покорности Аллаху и заставляют его забыть о мире вечном, тот заслуживает порицания и наказания. Вспомним, например, адитов, которых пророк Аллаха Худ (мир ему) предостерёг от наказания Всевышнего: «...они возгордились на земле безо всякого права и сказали: "Кто может превзойти нас силой?"»(41:15).
Вспомним также Фараона, которого предостерегал пророк Аллаха Муса (мир ему): «Фараон воззвал к своему народу и сказал: "О мой народ! Разве не мне принадлежит власть над Египтом и эти реки, что текут подо мною? Разве вы не видите?"»(43:51).
Вспомним также Каруна, которому Аллах даровал несметные сокровища: «Соплеменники сказали ему: "Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие". Он сказал: "Всё это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю"»(28:76-78).
Он считал, что своё богатство он получил, благодаря своему знанию или же потому, что заслужил его. Тот, кто смотрит на мирские блага, оказавшиеся у него в руках, подобным образом, начинает превозноситься на земле и высокомерно относиться к людям, забывает о мире вечном — заслуживает порицания и наказания. А того, кто берёт от мира этого разрешённое, чтобы оно помогало ему в покорности Всевышнему, и не проявляет высокомерия, ожидает награда.
Пророк сказал: «Как прекрасно, когда у праведного человека благое имущество» [Имам Ахмад]. А в другом хадисе Пророк сказал:
«Поистине, в мире этом есть четыре группы людей. К первой относится такой человек, которому Аллах даровал богатство и знание, и, обладая богатством, он боится Господа своего, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, — такой окажется в наилучшем положении. Ко второй группе относится такой человек, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит: "Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то", — будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, как и первый, за что он получит такую же награду. К третьей относится такой человек, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, — такой в Мире Вечном окажется в наихудшем положении. И есть ещё раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: "Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то", — придерживаясь таких же намерений, как и третий, за что он понесёт такое же бремя» [Имам Ахмад; ат-Тирмизи; Ибн Маджа].
О мусульмане! Сегодня многие люди увлечены миром этим и забывают о мире вечном. Одни заняты приобретением богатства и приумножением его, они пренебрегают исполнением своих обязанностей перед Всевышним — например, совершением молитвы и других обрядов поклонения. Другие погрузились в наслаждения мира этого и идут на поводу у своих страстей и желаний, стараясь вкусить всё, что можно, из его удовольствий. Такие люди изнежены и избалованы. Утопая в роскоши, они забыли о мире вечном и не желают вспоминать и говорить о нём. Они считают воздержанность, аскетизм и отказ от каких-то благ этого мира глупостью, потому что мир этот укоренился в их сердцах, и они не думают о мире вечном. Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и готовьтесь к встрече с Ним!
«Если кто надеется на встречу с Аллахом, то ведь срок Аллаха непременно наступит. Он — Слышащий, Видящий. Тот, кто сражается, сражается во благо себе. Поистине, Аллах не нуждается в мирах!»(29:5-6).
Просите же у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный!
О рабы Аллаха! Кто хорошо знает этот мир и понимает, что его блага и радости неотделимы от бед и печали, покой в нём вскоре сменяется тревогой, а за встречей следует разлука, тот знает, как должен вести себя человек в этом мире, и он не отвлекает его от мира вечного.
Однажды Посланник Аллаха положил руку на плечо Ибн 'Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) и сказал ему:
«Живи в этом мире так, словно ты путник или просто человек, проходящий мимо» [Аль-Бухари]. А сам Ибн 'Умар говорил: «Дожив до вечера, не надейся дожить до утра, а дожив до утра, не надейся дожить до вечера и бери от своего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а от жизни — то, что пригодится для твоей смерти».
Ибн Раджаб (да помилует его Всевышний Аллах) сказал: «Это главный из хадисов, указывающий на необходимость отказаться от далеко простирающихся надежд в этом мире. Для верующего мир этот не должен становиться родиной и постоянным пристанищем, к которому он привык и которое он не собирается покидать. Наоборот, он должен чувствовать себя путником, как завещали все пророки и их последователи».
Сколько людей, начав свой день, не дожили до его конца, и для скольких людей, строивших планы на завтра, завтра не наступило...
Верующий должен запасаться в этом мире для мира вечного, и пусть дела и положение тех, кто был с ним, а потом перешёл в мир иной, станут для него назиданием, ибо разумный человек учится на чужих ошибках.