-
Сура 14 "Ибрахим" (7 аят)
«Вот ваш Господь возвестил: "Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки"»
Хадис
1941. (6065). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха! Не разрешается мусульманину покидать брата своего на срок, превышающий три дня!»
Побуждение к справедливости и её виды
Хвала Аллаху, Который повелел нам быть справедливыми в Своей Ясной Книге и запретил несправедливость и притеснение даже по отношению к неверующим. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единственного Истинного Властелина, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он направил в качестве милости для миров и сделал доводом против всех творений. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и его сподвижников, которые последовали его путём.
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что Аллах повелел нам придерживаться справедливости во всём. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро» (16:90). Всевышний сказал, что Он любит справедливость и справедливых. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах любит беспристрастных» (60:8).
А Пророк сказал: «Поистине, беспристрастные займут свои места пред Аллахом на возвышениях из света. Это те, которые придерживаются справедливости в своих решениях, касающихся их семей и всего того, над чем они властны» [Муслим].
О рабы Аллаха! Поистине, справедливости отведено в исламе великое место, и вознаграждение за неё огромно. Существует много видов справедливости, и каждый разумный и достигший совершеннолетия мусульманин обязан соблюдать справедливость согласно с той ответственностью, которая возложена на него в этом мире.
Правитель должен быть справедливым по отношению к своей пастве. Всевышний сказал: «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (5:49). Всевышний также сказал: «О Давуд [Давид]! Поистине, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха» (38:26).
А Пророк сказал: «Семерых укроет Аллах в Своей тени в день, когда не будет иной тени, кроме Его тени. Это справедливый правитель...» [Аль- Бухари].
Судья также должен быть справедливым при вынесении решений.
Всевышний сказал: «Поистине, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите людей» (4:58).
А Пророк сказал: «Судьи бывают трёх видов: два вида попадут в Огонь, а один окажется в Раю. К первому виду относится человек, который знал истину и судил согласно ей. Он войдёт в Рай. Ко второму виду относится тот, кто знал истину, но не судил в согласии с ней и выносил несправедливые решения. Он войдёт в Огонь. А к третьему виду относится человек, который не знал истины и судил людей, будучи невежественным. Он войдёт в Огонь» [Абу Давуд].
Если судья прикладывал все возможные усилия для того, чтобы вынести правильное решение, то его ожидает награда, даже если он ошибётся. Пророк сказал: «Если судья вынесет самостоятельное решение, и его решение окажется правильным, ему полагаются две награды; если же он вынесет самостоятельное решение и ошибётся, то ему полагается одна награда» [Аль-Бухари; Муслим].
Здесь речь идет об иджтихаде: умении использовать и интерпретировать религиозно-правовые источники в процессе поисков самостоятельного решения в тех случаях, когда однозначного ответа на возникающие вопросы вышеупомянутые источники не дают.
Родитель должен справедливо относиться к своим детям, особенно когда речь идёт о подарках. Ему не следует дарить одним, обделяя при этом других. К мальчикам и девочкам следует относиться одинаково. Ан-Ну'ман ибн Башир передаёт, что его отец пришёл вместе с ним к Посланнику Аллаха и сказал: ≪Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне≫. Посланник Аллаха спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из твоих детей?» Он ответил: ≪Нет≫.
Тогда Посланник Аллаха сказал: «Тогда забери его обратно!». А в другой версии этого хадиса говорится: ≪Он отправился вместе со мной к Пророку чтобы тот засвидетельствовал, и он спросил: "А сделал ли ты то же самое для каждого из твоих детей?" Он ответил: "Нет". Тогда Пророк сказал:
"Побойтесь Аллаха и будьте справедливы по отношению ко всем своим детям!"» [Аль-Бухари; Муслим]. Пусть же родители соблюдают справедливость и не дарят подарки одним детям, отказывая при этом другим.
Муж должен быть справедливым по отношению к жёнам. Всевышний сказал: ≪Обходитесь с ними достойно...≫ (4:19). Муж должен соблюдать справедливость между жёнами в том, что касается их содержания, пребывания с ними и других супружеских прав. Всевышний сказал: ≪Не склоняйтесь же полностью [к одной]≫ (4:129). Всевышний также сказал: ≪Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной≫ (4:3). А Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Если у человека было две жены, и он не был справедливым по отношению к ним, он придёт в Судный день перекошенным, со склоняющейся половиной тела» [АбуДавуд; ат-Тирмизи; ан-Насаи].
Мусульманин должен быть справедливым в своих словах. Всевышний сказал: «Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (6:152). То есть, если вы говорите о чём-то, то ≪...будьте справедливы≫: говорите правду, даже если она горька, и даже если от этого пострадаете вы сами или кто-то другой, даже если это будет ваш близкий родственник или самый дорогой для вас человек. Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников» (4:135)
Всевышний велит нам соблюдать справедливость в словах и делах, даже в ущерб себе, своим близким и другим людям. Он велит нам быть справедливыми всегда и во всём. Мусульманин должен быть справедливым даже по отношению к врагам. Всевышний Аллах сказал: «И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнёт вас к преступлению» (5:2). То есть, не заставит вас нарушить постановление Всевышнего относительно них и отомстить им, напав на них и поступив несправедливо. Вместо этого исполняйте веление Всевышнего— соблюдать справедливость по отношению ко всем людям. Всевышний сказал: «...и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» (5:8). То есть, ненависть этих людей не должна подтолкнуть вас к несправедливости. Каждый человек должен соблюдать справедливость в любом случае, потому что справедливость поддерживает небеса и землю, и каждый любит, чтобы с ним поступали справедливо. Благодаря справедливости, учитываются интересы всех людей, и люди не боятся за свою жизнь, имущество и честь.
Всевышний Аллах повелел нам соблюдать справедливость в воздаянии за преступление: с преступником поступают так же, как он поступил с пострадавшим, ничего к этому не добавляя: «Воздаянием за зло является равноценное зло». Всевышний также сказал: «Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас» (16:126). Всевышний также сказал: «Вот так! Если кто-то наказывает так, как он сам был наказан, после чего с ним поступают несправедливо, то Аллах непременно поможет ему» (22:60). Всевышний также сказал: «Если кто-то покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас» (2:194).
Мусульмане обязаны примирить две сражающиеся группы, восстановив справедливость. Всевышний сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха. Когда же она одумается, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Поистине, Аллах любит беспристрастных» (49:9).
То есть, необходимо восстановить справедливость и уладить возникшие разногласия. Всевышний Аллах велит нам примирять сражающихся. Если же одна из групп откажется от примирения, её следует считать творящей несправедливость, и верующие обязаны сражаться с несправедливыми, покушающимися на других, до тех пор, пока они не согласятся с постановлением Всевышнего. Если же члены этой группы одумаются, то их следует примирить на основе справедливо вынесенного решения, чтобы вновь воцарилось спокойствие, и верующие снова полюбили друг друга, как и положено братьям.
О мусульмане! Поистине, наша религия зиждется на справедливости, которой наполнено каждое её постановление. Всевышний сказал: «Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо!» (6:115). Ислам правдив в своих сообщениях, справедлив в своих законах, и он не одобряет насилие, притеснение и несправедливость и ни к кому не относится с пристрастием.
Он всё время на стороне Истины, и велит нам соблюдать наши договоры даже с неверующими. Всевышний сказал: «А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Поистине, Аллах не любит изменников» (8:58). То есть если ты опасаешься, что те, с кем ты заключил перемирие, нарушат договор, верни им этот договор, сообщив о том, что ты аннулируешь его, чтобы они не думали, что вас всё ещё связывает договор, и ты поступаешь вероломно, нарушая его.
Поистине, религия, обладающая такими свойствами — это религия, пригодная для любого места и для любого времени. Всевышний сказал: «Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (12:40).
Каждый, кто размышляет об исламе или живёт под сенью его, даже неверующий, признаёт его справедливость и совершенство. Некоторые из них принимают ислам, а некоторые предпочитают остаться неверующими: «...после того, как прояснилась им истина» (2:109). Они поступают так из упрямства и высокомерия, и подобных историй множество. Кто желает ознакомиться с ними подробнее, пусть обратится к книгам по истории и биографиям разных людей, и он обнаружит, что мусульмане на протяжении веков отличались справедливостью и честностью.
Я говорю то, что вы слышали, и прошу у Аллаха прощения, просите же и вы прощения у Него. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный.
О рабы Aллaxa! Поистине, последствия несправедливости очень опасны. Несправедливость — великое преступление. Даже человека, сделавшего много зла, но соблюдавшего справедливость, ожидает благой конец, и он войдёт в Рай. И наоборот, если он притеснял кого-то или совершал несправедливость, Всевышний оставит его без помощи и поддержки, даже если он потратит золото размером с гору Ухуд. А как прекрасно, когда правитель, чиновник и всё общество придерживается справедливости! Всевышний Аллах обязал всех людей соблюдать справедливость из милосердия к ним. Ведь справедливость очень важна, и у неё множество достоинств. К тому же, она очищает человеческую душу от зависти и злобы.
О рабы Аллаха! Поистине, Аллах ни с кем не поступает несправедливо, и при этом Он — Благодетель, и в Судный день все дела будут положены на осязаемые и видимые Весы, и у человека не останется оправданий и доводов.
Всевышний Аллах и Его Посланник сделали непременным свойством истинных носителей ислама религии справедливость во всех делах. Пророк сказал: ≪Это знание в каждом поколении несут справедливые» [Аль-Хаким назвал его достоверным и аз-Захаби согласился с ним].
О рабы Аллаха! Знайте, что присягая Посланнику Аллаха , его сподвижники поклялись ему и в том, что будут говорить справедливое слово, где бы они ни находились. 'Убада ибн ас-Самит передаёт: ≪Мы поклялись Посланнику Аллаха что будем говорить по справедливости, где бы мы ни находились...≫ [Муслим].