• Сура 3 "Семейство Имрана" (102 аят)


    «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»

    Хадис


    15. (15). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще».

    Статистика Яндекс



    Яндекс.Метрика

Побуждение к справедливости и её виды

Хвала Аллаху, Который повелел нам быть справедливыми в Своей Ясной Книге и запретил несправедливость и притеснение даже по отношению к неверующим. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единственного Истинного Властелина, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он направил в качестве милости для миров и сделал доводом против всех творений. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и его сподвижников, которые последовали его путём.

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и знайте, что Аллах повелел нам придерживаться справедливости во всём. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро» (16:90). Всевышний сказал, что Он любит справедливость и справедливых. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах любит беспристрастных» (60:8).

А Пророк сказал: «Поистине, беспристрастные займут свои места пред Аллахом на возвышениях из света. Это те, которые придерживаются справедливости в своих решениях, касающихся их семей и всего того, над чем они властны» [Муслим].

О рабы Аллаха! Поистине, справедливости отведено в исламе великое место, и вознаграждение за неё огромно. Существует много видов справедливости, и каждый разумный и достигший совершеннолетия мусульманин обязан соблюдать справедливость согласно с той ответственностью, которая возложена на него в этом мире.

Правитель должен быть справедливым по отношению к своей пастве. Всевышний сказал: «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (5:49). Всевышний также сказал: «О Давуд [Давид]! Поистине, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха» (38:26).

А Пророк сказал: «Семерых укроет Аллах в Своей тени в день, когда не будет иной тени, кроме Его тени. Это справедливый правитель...» [Аль- Бухари].

Судья также должен быть справедливым при вынесении решений.

Всевышний сказал: «Поистине, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите людей» (4:58).

А Пророк сказал: «Судьи бывают трёх видов: два вида попадут в Огонь, а один окажется в Раю. К первому виду относится человек, который знал истину и судил согласно ей. Он войдёт в Рай. Ко второму виду относится тот, кто знал истину, но не судил в согласии с ней и выносил несправедливые решения. Он войдёт в Огонь. А к третьему виду относится человек, который не знал истины и судил людей, будучи невежественным. Он войдёт в Огонь» [Абу Давуд].

Если судья прикладывал все возможные усилия для того, чтобы вынести правильное решение, то его ожидает награда, даже если он ошибётся. Пророк сказал: «Если судья вынесет самостоятельное решение, и его решение окажется правильным, ему полагаются две награды; если же он вынесет самостоятельное решение и ошибётся, то ему полагается одна награда» [Аль-Бухари; Муслим].

Здесь речь идет об иджтихаде: умении использовать и интерпретировать религиозно-правовые источники в процессе поисков самостоятельного решения в тех случаях, когда однозначного ответа на возникающие вопросы вышеупомянутые источники не дают.

Родитель должен справедливо относиться к своим детям, особенно когда речь идёт о подарках. Ему не следует дарить одним, обделяя при этом других. К мальчикам и девочкам следует относиться одинаково. Ан-Ну'ман ибн Башир передаёт, что его отец пришёл вместе с ним к Посланнику Аллаха и сказал: ≪Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне≫. Посланник Аллаха спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из твоих детей?» Он ответил: ≪Нет≫.

Тогда Посланник Аллаха сказал: «Тогда забери его обратно!». А в другой версии этого хадиса говорится: ≪Он отправился вместе со мной к Пророку чтобы тот засвидетельствовал, и он спросил: "А сделал ли ты то же самое для каждого из твоих детей?" Он ответил: "Нет". Тогда Пророк сказал:

"Побойтесь Аллаха и будьте справедливы по отношению ко всем своим детям!"» [Аль-Бухари; Муслим]. Пусть же родители соблюдают справедливость и не дарят подарки одним детям, отказывая при этом другим.

Муж должен быть справедливым по отношению к жёнам. Всевышний сказал: ≪Обходитесь с ними достойно...≫ (4:19). Муж должен соблюдать справедливость между жёнами в том, что касается их содержания, пребывания с ними и других супружеских прав. Всевышний сказал: ≪Не склоняйтесь же полностью [к одной]≫ (4:129). Всевышний также сказал: ≪Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной≫ (4:3). А Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Если у человека было две жены, и он не был справедливым по отношению к ним, он придёт в Судный день перекошенным, со склоняющейся половиной тела» [АбуДавуд; ат-Тирмизи; ан-Насаи].

Мусульманин должен быть справедливым в своих словах. Всевышний сказал: «Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (6:152). То есть, если вы говорите о чём-то, то ≪...будьте справедливы≫: говорите правду, даже если она горька, и даже если от этого пострадаете вы сами или кто-то другой, даже если это будет ваш близкий родственник или самый дорогой для вас человек. Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников» (4:135)

Всевышний велит нам соблюдать справедливость в словах и делах, даже в ущерб себе, своим близким и другим людям. Он велит нам быть справедливыми всегда и во всём. Мусульманин должен быть справедливым даже по отношению к врагам. Всевышний Аллах сказал: «И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнёт вас к преступлению» (5:2). То есть, не заставит вас нарушить постановление Всевышнего относительно них и отомстить им, напав на них и поступив несправедливо. Вместо этого исполняйте веление Всевышнего— соблюдать справедливость по отношению ко всем людям. Всевышний сказал: «...и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» (5:8). То есть, ненависть этих людей не должна подтолкнуть вас к несправедливости. Каждый человек должен соблюдать справедливость в любом случае, потому что справедливость поддерживает небеса и землю, и каждый любит, чтобы с ним поступали справедливо. Благодаря справедливости, учитываются интересы всех людей, и люди не боятся за свою жизнь, имущество и честь.

Всевышний Аллах повелел нам соблюдать справедливость в воздаянии за преступление: с преступником поступают так же, как он поступил с пострадавшим, ничего к этому не добавляя: «Воздаянием за зло является равноценное зло». Всевышний также сказал: «Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас» (16:126). Всевышний также сказал: «Вот так! Если кто-то наказывает так, как он сам был наказан, после чего с ним поступают несправедливо, то Аллах непременно поможет ему» (22:60). Всевышний также сказал: «Если кто-то покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас» (2:194).

Мусульмане обязаны примирить две сражающиеся группы, восстановив справедливость. Всевышний сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха. Когда же она одумается, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Поистине, Аллах любит беспристрастных» (49:9).

То есть, необходимо восстановить справедливость и уладить возникшие разногласия. Всевышний Аллах велит нам примирять сражающихся. Если же одна из групп откажется от примирения, её следует считать творящей несправедливость, и верующие обязаны сражаться с несправедливыми, покушающимися на других, до тех пор, пока они не согласятся с постановлением Всевышнего. Если же члены этой группы одумаются, то их следует примирить на основе справедливо вынесенного решения, чтобы вновь воцарилось спокойствие, и верующие снова полюбили друг друга, как и положено братьям.

О мусульмане! Поистине, наша религия зиждется на справедливости, которой наполнено каждое её постановление. Всевышний сказал: «Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо!» (6:115). Ислам правдив в своих сообщениях, справедлив в своих законах, и он не одобряет насилие, притеснение и несправедливость и ни к кому не относится с пристрастием.

Он всё время на стороне Истины, и велит нам соблюдать наши договоры даже с неверующими. Всевышний сказал: «А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Поистине, Аллах не любит изменников» (8:58). То есть если ты опасаешься, что те, с кем ты заключил перемирие, нарушат договор, верни им этот договор, сообщив о том, что ты аннулируешь его, чтобы они не думали, что вас всё ещё связывает договор, и ты поступаешь вероломно, нарушая его.

Поистине, религия, обладающая такими свойствами — это религия, пригодная для любого места и для любого времени. Всевышний сказал: «Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (12:40).

Каждый, кто размышляет об исламе или живёт под сенью его, даже неверующий, признаёт его справедливость и совершенство. Некоторые из них принимают ислам, а некоторые предпочитают остаться неверующими: «...после того, как прояснилась им истина» (2:109). Они поступают так из упрямства и высокомерия, и подобных историй множество. Кто желает ознакомиться с ними подробнее, пусть обратится к книгам по истории и биографиям разных людей, и он обнаружит, что мусульмане на протяжении веков отличались справедливостью и честностью.

Я говорю то, что вы слышали, и прошу у Аллаха прощения, просите же и вы прощения у Него. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный.

О рабы Aллaxa! Поистине, последствия несправедливости очень опасны. Несправедливость — великое преступление. Даже человека, сделавшего много зла, но соблюдавшего справедливость, ожидает благой конец, и он войдёт в Рай. И наоборот, если он притеснял кого-то или совершал несправедливость, Всевышний оставит его без помощи и поддержки, даже если он потратит золото размером с гору Ухуд. А как прекрасно, когда правитель, чиновник и всё общество придерживается справедливости! Всевышний Аллах обязал всех людей соблюдать справедливость из милосердия к ним. Ведь справедливость очень важна, и у неё множество достоинств. К тому же, она очищает человеческую душу от зависти и злобы.

О рабы Аллаха! Поистине, Аллах ни с кем не поступает несправедливо, и при этом Он — Благодетель, и в Судный день все дела будут положены на осязаемые и видимые Весы, и у человека не останется оправданий и доводов.

Всевышний Аллах и Его Посланник сделали непременным свойством истинных носителей ислама религии справедливость во всех делах. Пророк сказал: ≪Это знание в каждом поколении несут справедливые» [Аль-Хаким назвал его достоверным и аз-Захаби согласился с ним].

О рабы Аллаха! Знайте, что присягая Посланнику Аллаха , его сподвижники поклялись ему и в том, что будут говорить справедливое слово, где бы они ни находились. 'Убада ибн ас-Самит передаёт: ≪Мы поклялись Посланнику Аллаха что будем говорить по справедливости, где бы мы ни находились...≫ [Муслим].