• Сура 12 "Йусуф" (108 аят)


    «Скажи: "Таков мой путь. Я вместе со своими последователями призываю к Аллаху с глубокой убеждённостью и [неопровержимым] доводом"»

    Хадис


    11. (11). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды люди) спросили: “О посланник Аллаха, чей Ислам является наилучшим?” Он ответил: “(Ислам) того, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками”».

    Статистика Яндекс



    Яндекс.Метрика

Бидгат

Сообщается, что мать правоверных Умм Абдуллах Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

"Посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал "Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новоe и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто".

(Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ибн Маджа)

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Этот хадис является одной из великих основ ислама. Из его содержания следует, что любое дело, не соответствующее велениям Аллаха и Его посланника, будет отвергнуто, а это значит, что, каждый из тех, кто вносит в религию что-то новое и не дозволявшееся ни Аллахом, ни посланником Его, не имеет к этой религии никакого отношения.

Ан-Навави, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

"Этот хадис следует помнить и приводить как свидетельств несостоятельности всего неподобающего ".

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

1. Ислам есть следование, а не введение всевозможных новшеств.

Благородный посланник, (САС) оградил ислам от излишнего рвения фанатиков и искажений тех, кто объявляет недействительным данный хадис, который относится к числу кратких, но ёмких по смыслу высказываний пророка (САС). Его содержание подкрепляется многими аятами Книги Всемогущего и Великого Аллаха, указывающими на то, что необходимым условием достижения успеха и спасения является такое следование руководству посланника Аллаха, (САС), которое не допускает возможности каких бы то ни было дополнений или изменений. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

"Скажи: "Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас..."

(Семейство Имрана, 31.)

В своём "Сахихе" Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что во время своих проповедей посланник Аллаха, (САС), часто говорил:

"Лучшими словами являются слова Аллаха, наилучшее руководство есть руководство Мухаммеда, вам же, поистине, следует избегать новоизобретённых дел, ведь они являются наихудшими делами, так как всякое новшество есть нововведение, а всякое нововведение представляет собой заблуждение, а всякое заблуждение в огне".

2. Отвергаемые дела

В этом хадисе ясно говорится о том, что любое дело, не соответствующее велениям Аллаха или Его посланника, (САС), будет отвергнуто, и подразумевается, что все дела должны быть связаны с установлениями шариата и определяться ими. Это касается, например, тех дел людей, обязанных выполнять предписания шариата, относительно которых в Книге Аллаха или сунне посланника Аллаха, (САС), имеются соответствующие веления и запреты. К заблуждениям же относится всё выходящее за пределы установлений шариата и не связанное с ним, когда дела господствуют над шариатом, а не подчиняются ему.

В подобных случаях каждый мусульманин должен сделать вывод о том, что подобные дела являются несостоятельными и будут отвергнуты. Они подразделяются на две группы и относятся, с одной стороны, к различным видам поклонения Аллаху, а с другой - к взаимоотношениям между людьми.

- а - Что касается видов поклонения ('ибадат), то всё, никоим образом не соответствующее установлениям Аллаха и Его пoсланника, (САС), будет возвращено тому, кто поклоняется Аллаху неподобающим образом. На это, среди прочего, указывают и слова Аллаха Всевышнего, который сказал:

"Или есть у них (какие-то) соучастники, которые узаконили бы для них то, чего не дозволил Аллах?" (Совет. 21)

Примером подобных видов поклонения могут служить попытки приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью слушания песен, танцев и прочих нововведений, являющихся изобретениями обычных людей и относящихся к числу современных отклонений. Такие и им подобные люди, которым Аллах не дал увидеть необходимость следования путём истины и которые последовали путём шайтана, утверждают, что с помощью выдуманных ими идей и всевозможных заблуждений они пытаются приблизиться к Аллаху. Однако на самом деле в своих бесполезных попытках они напоминают собой арабов-многобожников, изобретавших различные виды поклонения и способы снискания благоволения Аллаха, относительно которых Сам Всевышний не ниспосылал никаких указаний. Аллах Всемогущий и Великий сказал о них так:

"А молитва их у Дома представляла собой лишь свист и хлопанье в ладони..." (Добыча, 35.)

Некоторые из них могут считать, что дела, благодаря которым можно приблизиться к Аллаху, занимаясь поклонением носят какой-то абсолютный характер. Примером может служить поведение одного человека, который при жизни посланника Аллаха, (САС), дал обет поститься в течение определённого времени оставаясь на солнце, не присаживаясь и не заходя в тень, однако пророк, (САС), велел ему сидеть и находиться в тени, а пост довести до конца.

В книгах по фикху подробно излагаются установления, касающиеся различных видов поклонения в исламе, и указывается, что из них отвергается и становится недействительным в том случае, когда к установленным Аллахом формам поклонения что-то добавляется или же, наоборот, что-нибудь от них отнимается.

- б - Если же говорить о взаимоотношениях между людьми, например, о заключении и расторжении договоров, то недействительным и отвергаемым является всё то, что полностью противоречит шариату. Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором сообщается, что однажды к посланнику Аллаха, (САС), явился проситель, сказавший:

"Мой сын был подёнщиком у такого-то и совершил прелюбодеяние с его женой, но я искупил его вину, отдав в качестве возмещения сто овец и слугу".

На это пророк, (САС), сказал:

"Эти сто (овец) и слуга будут возвращены тебе, а твой сын должен получить сто ударов плетью и отправиться в изгнание на год".

То же самое относится и к любому договору, если он запрещен шариатом или если стороны, заключающие его, нарушают один из основных его пунктов или необходимых условий. Такой Договор является недействительным и будет отвергнуто, о чём подробно говорится в книгах по фикху.

З. Приемлемые дела и порицаемые нововведения

Вместе с тем существуют и такие нововведения, которые не только не противоречат установлениям шариата, но, наоборот, подкрепляются тем, что содержится в его доводах и основах. Подобные дела не будут возвращены человеку, который их совершит, напротив, они являются приемлемыми и похвальными. Сподвижники пророка, (САС), совершали множество таких дел, считали их дозволенными и придерживались единодушного мнения относительно их приемлемости. Наиболее ярким примером этого может служить собирание Корана воедино во время правления Абу Бакра ас-Сиддика, а также переписывание его и рассылание копий по разным концам Халифа вместе с чтецами при Усмане бин Аффане, да будет доволен Аллах ими обоими. Другим примером является создание трудов в области грамматики, наследственного права, арифметики, толкования Корана, изучения иснадов и текстов хадисов, и прочих теоретических наук, способствовавших разработке основ мусульманского законодательства, или же в области полезных эмпирических наук, облегчавших людям жизнь и позволявших им обустраивать землю, укреплять шариат Аллаха и выносить решения на основании того, что было ниспослано Аллахом.

Дурное нововведение может быть причислено либо к разряду, неодобряемого (макрух), либо к разряду запретного (харам) если оно наносит вред, оказывает разлагающее воздействие, противоречит целям и необходимым элементам ислама. Нововведения такого рода могут привести человека к неверию, отклонению или заблуждению, например, в тех случаях, когда человек относится к тем, кто отрицает откровения, или считает cлeдование законам Аллаха признаком отсталости, или считает возможным для себя пренебрегать теми обязанностями, которые шариат налагает на людей, не обращая внимания на гранит дозволенного и запрещённого Аллахом и произнося слова, кoторые свидетельствуют о заблуждениях и неверии. К числу дурных нововведений, которых придерживаются многие люди, относится почитание определённых вещей, испрашивание у них благодати (барака) и убеждённость в том, что они могут принести им какую-то пользу, примером чего служит почитание всевозможных источников, деревьев и гробниц. Согласно одному из достоверных сообщений, сподвижники, да будет доволен ими Аллах, проезжавшие перед битвой при Хунайне мимо ююбы, которую многобожники почитали и на которой они развешивали своё оружие, сказали:

"О посланник Аллаха, устрой такое же дерево и для нас."

В ответ им посланник Аллаха, (САС), сказал:

"Слава Аллаху! Это (напоминает) слова соплеменников Мусы, сказавших: "Сделай нам бога, подобного их богам!"",

- (после чего добавил:)

"Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы придерживаетесь обычаев живших до вас!" (Ахмад ат-Тирмизи.)

4. Польза той версии этого хадиса, которую приводит Муслим и в которой сообщается, что пророк, (САС), сказал:

"Любое дело того, кто совершит нечто, не соответствующее нашему делу, будет отвергнуто", - состоит в том, что если люди, упорно придерживающиеся уже давно получивших распространение нововведений, станут возражать на наши ссылки на первую версию этого хадиса, говоря: "Я ведь не вводил никаких нововведений в религию!", - то им можно будет привести версию Муслима, которая приведёт их к правильному пониманию.

5. В этом хадисе говорится о том, что человек, по вине которого в религии появится что-то новое и несоответствующее шариату, понесёт ответственность за этот грех, дело его будет возвращено ему и он окажется достойным того, чем Аллах угрожает виновным в совершении подобного.

6. В этом хадисе говорится о том, что запретность того или иного действия подразумевает собой его разлагающее влияние.

7. Исламская религия является совершенной, и в ней нет никаких недостатков.